Современному бизнесу не всегда выгодно иметь собственный штат работников всех направлений. На практике в ряде случаев это экономически нецелесообразно и нерентабельно, особенно когда речь идет о небольших фирмах. Очень часто на предприятиях нет даже своего бухгалтера, не говоря об IT-специалистах, юристах, маркетологах. Помогает в этом аутсорсинг, ставший популярным в России достаточно давно
Термин «аутсорсинг» происходит от английского слова outsourcing (outer-source-using) и дословно переводится как использование внешнего ресурса – это передача компанией на основании договора определенных функций в рамках предпринимательской деятельности другой организации, которая работает в соответствующей сфере в качестве исполнителя. Аутсорсинговая компания – это фирма, которая предоставляет в аренду клиенту собственных сотрудников. Специалисты могут иметь абсолютно разные профессии. При заключении договора заказчик ставит задачу аутсорсинговой компании с изложением требований к персоналу и цели его пребывания на фирме. Аутсорсер направляет подходящих сотрудников, которые работают на клиента определенное время согласно договору. Например, компании может быть невыгодно держать собственную службу безопасности, тогда она заключает договор с частным охранным предприятием. Это позволяет организовывать хорошую охрану, сэкономив ресурсы на подборе и содержании собственного отдела.
Передавать на аутсорсинг можно практически любые бизнес-процессы и функции. Это может быть бухгалтерский учет, маркетинг, менеджмент, PR, IT, HR, делопроизводство, клининг, охрана, питание персонала и многое другое. Но ни в коем случае нельзя передавать ключевые функции бизнеса, в том числе управление, на исполнение сторонней организации.
Преимущества для бизнеса:
- работу выполняет опытный узкий специалист в соответствующей отрасли;
- исключена ситуация, когда важный для компании сотрудник уходит на больничный, в отпуск или просто увольняется;
- возможность компании сосредоточиться на решении основных задач бизнеса;
- экономия средств на поиск штатных сотрудников, их обучение, заработную плату, оборудование рабочего места;
- возможность снизить расходы на налоги и отчисления в государственные фонды, которые работодатель ежемесячно оплачивает за каждого штатного работника;
- возможность расторгнуть контракт в любое время – это легче, чем уволить штатного сотрудника.
Преимущества для аутсорсеров:
- постоянные клиенты, количество которых ограничивается только штатом организации и возможностями;
- долгосрочные договоры, которые гарантируют, что клиент не пропадет;
- цены на услуги, которые зачастую выгоднее для клиентов, чем содержание собственных сотрудников.
Есть у аутсорсинга и недостатки:
- нельзя отдать привлеченному специалисту никакие задачи, которые не прописаны в договоре;
- могут возникать трудности с внедрением внештатного работника в нюансы деятельности фирмы;
- невозможно лично выбрать и привести людей, которые будут работать над проектом на аутсорсе;
- в случае ограниченного предложения на рынке аутсорсеры могут оказывать некачественные услуги или завышать цены;
- риск утечки конфиденциальной информации;
- контроль выполнения задач может быть осложнен, если привлеченные специалисты работают удаленно;
- риск приостановления деятельности компании-аутсорсера в процессе выполнения возложенных функций;
- отсутствие четкой законодательной базы;
- сложность выбора организации.
Выбор поставщика аутсорсинговых услуг – важнейший этап при переходе на аутсорсинг. Поэтому стоит уделить особое внимание анализу кандидатов, прежде чем делать окончательный выбор провайдера.
Во внимание нужно принимать следующие параметры
- Стаж работы аутсорсинговой компании, репутация, благодарности и отзывы от клиентов.
- Скорость реагирования на запросы консультирования и удаленного администрирования. Это особенно актуально, когда услуги предполагают выезд специалиста к клиенту.
- Уровень профессионализма конечных исполнителей, методы контроля персонала со стороны аутсорсера.
- Пути взаимодействия заказчика и аутсорсинговой компании в непредвиденных ситуациях.
- Какие услуги могут быть включены в договор, а за что придется платить дополнительно.
- Порядок расторжения договора.
- Наличие и система работы внутренней системы безопасности на фирме аутсорсера.
Аутсорсинг – достаточно удобная и выгодная для обеих сторон форма сотрудничества. Благодаря ему крупные компании могут делегировать второстепенные функции более компетентным узким специалистам, сосредоточившись на решении ключевых бизнес-задач. Аутсорсеры, в свою очередь, получают возможность заниматься профильной деятельностью и получать стабильный доход, работая с несколькими клиентами долгое время.
По материалам Neiros