Национальная служба экономической разведки

Национальная служба экономической разведки – это крупнейшая Российская организация, занимающаяся сбором, обработкой и анализом информации экономического характера о ситуации в различных секторах рынка, а также его участниках.
Национальная служба экономической разведки специализируется на комплексном информационно-аналитическом обеспечении ведущих предприятий Российской Федерации. Благодаря профессионализму и огромному опыту сотрудников службы, мы добиваемся самых лучших результатов в работе и гордимся нашим вкладом в защиту экономической безопасности предприятий России.
Служба имеет представительства в разных регионах России, включая города федерального значения.

Что происходит на рынке коммерческого транспорта

Каждая вторая машина в России в сегменте легкого коммерческого транспорта — старше 15 лет, а каждая третья — иномарка. Их обслуживание дорожает, и владельцам уже сейчас приходится задумываться о том, как сохранить эффективность автопарка и сократить издержки.

 

Авторынок реагирует

Рынок коммерческих автоперевозок переживает турбулентность. Что происходит с ценами на транспорт и стоит ли сейчас покупать новые машины?

Продажи новых автомобилей в марте 2022 года сократились на 62,9% по сравнению с мартом 2021 года и составили 55 129 автомобилей. Такие данные следуют из отчета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

 

При этом по данным Автостата, за март машины в среднем подорожали более чем на треть, в некоторых сегментах — до 60%. Среди причин падения продаж и роста цен — необходимость замены поставщиков и инвестиции в освоение новой номенклатуры комплектующих, а также удлинение и удорожание поставок.

 

Коммерческий транспорт: обзор рынка

Чтобы оценить влияние дефицита новых авто на рынок, важно знать три показателя от Автостата:

 

  1. На начало 2022 года в России было зарегистрировано 8,4 млн единиц коммерческой техники, половину из которых составляют легкие коммерческие автомобили.
  2. 49,7% машин в сегменте легкого коммерческого транспорта (LCV) — старше 15 лет.
  3. В сегменте LCV зафиксирована самая высокая доля иномарок — более 37% этого парка. Среди автобусов и грузового сегмента доля зарубежной техники превышает 20%.

 

Наибольшее влияние кризиса почувствовали на себе как раз владельцы иностранных грузовиков и микроавтобусов. В 2020 году пандемия уже вызывала сопутствующие проблемы в поставках, а в 2021 году отложенный спрос совпал с ростом цен на сталь и нехваткой электронных компонентов, из-за чего дилеры не всегда успевали получать авто от производителей. По результатам опроса «Авито Авто» среди 10 тыс. россиян в декабре прошлого года, больше половины респондентов от планировавших покупку авто отложили ее.

 

Риски для владельцев иномарок

Удорожание обслуживания. Стоимость владения иностранным автомобилем старше 3–5 лет и в «нормальных» условиях начинала существенно возрастать с приростом пробега, сейчас же добавляются дополнительные факторы. Так, например, цены на фары, тормозные диски и амортизаторы выросли на 70%, а через полгода рост может составить 90% к уровню февраля. Аналогично выросла и стоимость техобслуживания в официальных сервисных центрах. В итоге стоимость владения иномаркой может быть в 1,8–2 раза выше относительно «докризисной» ситуации.

 

Увеличение простоя. Возможные проблемы с поставкой запчастей ведут к увеличению простоя техники, особенно если речь идет о грузовых и коммерческих машинах. Так, стоимость аренды грузового авто выросла до ₽ 4–4,5 тыс. в сутки.

 

Потеря остаточной стоимости. Рост цен на обслуживание, ремонт и проблемы с запчастями приводят к снижению остаточной стоимости. То есть чем старше будет становиться а/м, тем быстрее будет падать его остаточная стоимость — вплоть до 10 процентов от изначальной цены к восьмому году владения.

 

Средние цены на легкий коммерческий транспорт, по данным Russian Automotive Market Research, выросли в первом квартале на 28,1% по сравнению с предыдущим. За это время самой продаваемой моделью стала ГАЗель (ГАЗ, 7,5 тыс. штук, минус 10,2%). Практически в два раза меньший объем продаж был у Transit (Ford, 3,6 тыс. штук, плюс 7,5%), теперь вообще ушедшего с российского рынка. И на третьем месте — показатель Classic Commercial (УАЗ, 2,1 тыс. штук, минус 5,5%).

 

Отечественный автопром: господдержка и спецусловия от дилеров

Отечественные производители, такие как АвтоВАЗ, ГАЗ и УАЗ, вынуждены адаптироваться к новым условиям на фоне нехватки комплектующих. Предприятия заменяют критически важные импортные компоненты альтернативными решениями, переходят на компонентную базу от российских производителей, строят новые цепочки поставок, создают дополнительные запасы. Вместе с ростом стоимости импортных компонентов и увеличением ставок по кредитам эти факторы приводят к росту затрат и, как следствие, удорожанию автомобилей.

 

Скоро в России начинает действовать временный технический регламент с упрощенными экологическими требованиями (До свидания, «зеленые» упыри). Подразумевается, что такие изменения обеспечат доступность и разнообразие моделей автомобилей на российском рынке.

 

Простимулировать спрос могут программы поддержки потребителей, которые действовали в прошлые годы — льготные кредиты и лизинг, программа замены старого автомобиля на новый и другие. Пока на федеральном уровне такие программы не появились, но на коррекцию цен могут повлиять стимулирующие акции и фирменные программы самих автопроизводителей и дилеров.

 

Например, ГАЗ запустил программы скидок и возобновил трейд-ин, предлагает лизинг с отсрочкой платежей в первые 6 месяцев, рассрочку на 2 года.

 

АвтоВАЗ предлагает клиентам кредиты с остаточным платежом и первоначальным взносом от 10% стоимости автомобиля.

 

В итоге скидки от дилера, трейд-ин, льготные программы лизинга с отсрочкой платежей в первые полгода и рассрочкой на 2 года с трудом позволяют впихнуть покупку ГАЗели в бюджет транспортной компании или индивидуального предпринимателя даже в сегодняшних кризисных условиях. Просто деваться все равно некуда.

 

По материалам РБК