Еще пять-семь лет назад производители автомобилей предсказывали, что к 2020 году технология автономного вождения получит широкое распространение. Теперь разработчики признают, что задача оказалась гораздо более сложной и дорогостоящей, чем предполагалось. Тем не менее, автономные автомобили уже появляются на улицах городов в виде роботакси
Где уже есть роботакси
Компания Cruise при поддержке General Motors в 2022 году запустила полностью беспилотную службу роботакси Chevy Bolt в Остине (Техас), Финиксе и Сан-Франциско. Также компания собирается протестировать свое роботакси Origin нового поколения на дорогах общего пользования в Сан-Франциско к концу 2023 года. Автомобиль похож на шаттл без рулевого колеса и педалей.
А Uber и производитель беспилотных технологий Motional в 2022 году начали развивать свою службу роботакси в Лас-Вегасе. С начала 2023 года услугу можно заказать и в ночные часы. В этом городе уже работает служба роботакси компании Lyft, которую также запустили совместно с Motional. Аналогичный сервис развивают в Лос-Анджелесе. Motional поставляет для роботакси Uber и Lyft электромобили Hyundai IONIQ5. Также Lyft совместно со стартапом по разработке ПО для автономного вождения Argo AI и Ford запустили роботакси в Майами и Остине. Пассажиров перевозят гибридные автомобили Ford Escape.
Роботакси тестируют и в России. Осенью 2021 года «Яндекс» запустил первые такие машины в Ясенево. Роботакси созданы на базе Toyota Prius и Hyundai Sonata. В июне 2023 года «Яндекс» сделал сервис в Ясенево общедоступным, а поездку можно заказать в приложении «Яндекс Go» за ₽100.
В Китае нишу роботакси занял техгигант Baidu, который испытывает свои беспилотные авто в 10 городах по всей стране.
Toyota пока тестирует свои робо-шаттлы e-Palette без руля и педалей только на изолированных площадках. Так, роботакси испытывали в Олимпийской деревне во время Паралимпийских игр в Токио в 2021 году. Тогда не обошлось без инцидентов, и тесты пришлось остановить для доработки авто.
Tesla, которая уже не первый год обещает выпустить свое роботакси, на декабрьской презентации электрогрузовиков Semi в 2022 году подтвердила свои намерения. В 2023 году Tesla объявила о создании беспилотных такси без устройств управления — руля и педалей. Компания обещает показать первый такой автомобиль в 2024 году. Одновременно компании разрабатывают новые проекты роботакси, которые можно будет увидеть на дорогах в недалеком будущем.
Такси без руля
Компания Waymo, которая принадлежит Alphabet, в декабре 2022 года анонсировала новое роботакси для своей службы. Современные автомобили Waymo — это Chrysler Pacifica и Jaguar I-Pace с различными камерами и датчиками, но в остальном они похожи на обычные модели. Однако в рамках проекта Google Self-Driving Car Project будет выпущена модель Firefly («Светлячок») без руля. Роботакси разработали совместно с китайской Geely. Оно имеет два сиденья спереди и экран в центре между ними. На нем отображается статус самостоятельного вождения (например, «Уступить дорогу пешеходу»), карты и элементы управления музыкой. За сиденьем водителя и переднего пассажира для второго ряда установлены дополнительные экраны. Роботакси должно пополнить автопарк службы такси Waymo One «в ближайшие годы».
Компания уже развернула свою службу в Техасе, Аризоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско, а теперь ее такси появится в Лос-Анджелесе. Пока его тестируют с участием сотрудников компании. Наконец, Waymo и Uber запустят совместный проект, в рамках которого пользователи смогут заказать роботакси для поездки или доставки еды. Он стартует позже в 2023 году на территории Финикса (Аризона).
Такси с футуристичным салоном
Американский стартап Zoox в 2021 году представил концепт робомобиля будущего без привычного салона. Автомобиль полностью симметричен — у него нет ни передней, ни задней части, что позволяет машине двигаться в любом направлении. Все компоненты в конструкции дублируются, включая моторы и датчики. В каждом углу транспортного средства установлены два лидара: один смотрит наружу, а другой вниз. Также в каждом углу установлены по три камеры. На крыше разместили дополнительно две камеры и по пять радаров в каждом углу.
В салоне четыре сиденья, а пассажиры сидят лицом друг к другу. Также внутри помещаются небольшой дисплей и порты для зарядки. Места водителя, как и привычных элементов вроде руля внутри авто нет. Стек технологий для беспилотной езды у Zoox основан на картировании, и перед выездом на улицы компания создает HD-карты региона.
Каждое колесо робомобиля может крутиться независимо, и во многих случаях автомобилю даже не нужно поворачивать для смены направления, а стоит лишь поехать в другую сторону. Транспортное средство рассчитано на городские поездки, но может развивать скорость до 120 км/ч на автострадах.
Zoox не планирует поставлять свои автомобили другим компаниям с автопарками роботакси. В феврале 2023 года стартап впервые протестировал свое авто с пассажирами на дорогах общего пользования. Теперь шаттл будет использоваться для сотрудников.
Бюджетное роботакси
Китайская Baidu в июле 2022 года показала роботакси нового поколения Apollo RT6 без руля. Его стоимость удалось снизить вдвое по сравнению с предшественником. Apollo RT6 стоит $37 тыс. Робомобиль начнут тестировать во второй половине 2023 года.
Apollo RT6 работает на собственной архитектуре Baidu Xinghe. Автомобиль оснащен 38 датчиками, в том числе восемью лидарами, шестью радарами миллиметрового диапазона, 12 ультразвуковыми радарами и 12 камерами, чтобы точно выявлять объекты на большом расстоянии. У RT6 также есть семь резервных систем, включая резервирование архитектуры, вычислительных блоков и тормозной системы, так что в случае отказа любого отдельного компонента она может функционировать.
Apollo RT6 поддерживает режим с рулем и без руля. Переднюю панель авто можно укомплектовать столом или игровой приставкой в зависимости от пожеланий пассажиров. Технология вождения эквивалентна манере вождения человека с 20-летним стажем, утверждают разработчики
У Baidu уже работает служба автономных такси Apollo Go в Чанше и Цанчжоу. В ноябре 2021 года компания запустила коммерческую услугу заказа беспилотного такси в Пекине, а в августе 2022-го — в Ухане и Чунцине.
Робо-минивэн
Компания Zeekr, принадлежащая Geely, в ноябре 2022 года представила концепт роботакси-минивэна M-Vision. Он основан на новой архитектуре компании SEA-M и станет частью автопарка Waymo в США.
Минивэн оснастили набором датчиков для автономного вождения, установленными на крыше, бамперах, крыльях и задних боковых панелях корпуса. В салоне нет руля, поэтому все пять мест предназначены для пассажиров. Приборная панель представляет собой большой сенсорный экран с динамиками по бокам. На дисплее пассажиры могут вводить пункты назначения, воспроизводить мультимедиа, просматривать путь и окрестности. На спинках двух передних сидений находится еще одна пара планшетов, и пассажиры на заднем сиденье могут делать то же самое.
Передние сиденья в салоне могут поворачиваться на 180 градусов, создавая атмосферу гостиной в сочетании со складными столами и большими встроенными экранами. Zeekr говорит, что это позволит работать и проводить встречи в поездке, отдыхать или даже спать.
Новая платформа SEA-M представляет собой усовершенствованную версию архитектуры, которая уже лежит в основе моделей Volvo, Polestar, Lotus и других. Zeekr утверждает, что ее роботакси сможет преодолеть до 500 тыс. км за пять лет эксплуатации при работе по 16 часов в день.
Такси с роборукой
В 2023 году китайская компания Didi представила концепт беспилотного такси Neuron с роборукой. При посадке она выдвигается из багажника и помогает пассажирам загружать багаж. В салоне машины нет места для водителя. Сам беспилотник имеет длину 4,5 м и оборудован восемью камерами, а в салоне установлен экран с видеоиграми. В Didi рассчитывают, что такие роботакси пополнят ее автопарк в 2025 году.
По материалам РБК