Национальная служба экономической разведки

Национальная служба экономической разведки – это крупнейшая Российская организация, занимающаяся сбором, обработкой и анализом информации экономического характера о ситуации в различных секторах рынка, а также его участниках.
Национальная служба экономической разведки специализируется на комплексном информационно-аналитическом обеспечении ведущих предприятий Российской Федерации. Благодаря профессионализму и огромному опыту сотрудников службы, мы добиваемся самых лучших результатов в работе и гордимся нашим вкладом в защиту экономической безопасности предприятий России.
Служба имеет представительства в разных регионах России, включая города федерального значения.

Как вычислить фирму‑однодневку: рекомендации ФНС

Налоговики периодически выпускают письма, в которых обращают внимание на важность проверки партнеров по бизнесу и дают советы, как проявить должную осмотрительность и вовремя распознать ненадежных контрагентов.

Налоговики периодически выпускают письма, в которых обращают внимание на важность проверки партнеров по бизнесу и дают советы, как проявить должную осмотрительность и вовремя распознать ненадежных контрагентов.

По данным ФНС, доля компаний с признаками фиктивности за 2017 год снизилась на 45% по сравнению с 2016 годом. Однако до конца проблема фирм-однодневок не решена. Поэтому добросовестным организациям по-прежнему следует проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента и исключать случаи сотрудничества с подозрительными компаниями.

Что такое фирма-однодневка?

Фирма-однодневка — это юрлицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т.д. Такое определение приводится в Письме ФНС РФ от 11.02.2010 N 3-7-07/84.

Суть схемы с участием фирм-однодневок довольно проста: они просто искусственно включаются в цепочку хозяйственных связей, при этом налогоплательщик и фирма-однодневка совершают согласованные противоправные действия для достижения определенной цели.

«Регистрирующий (налоговый) орган до сих пор не наделен ни полномочиями, ни обязанностями по проверке достоверности представляемых на регистрацию юридического лица документов», — говорится в письме ФНС. Следовательно, ни один налогоплательщик не застрахован от того, что при проведении проверки налоговые органы не найдут в числе его контрагентов фирмы-однодневки.

Признаки фирмы-однодневки

В Письме ФНС РФ от 03.08.2016 N ГД-4-14/14126@, сообщая о проведении работы в отношении юрлиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности, налоговики приводят перечень признаков, которые могут свидетельствовать о недостоверности указанных сведений в ЕГРЮЛ:

- лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юрлица, в том числе управляющая организация, выступает в качестве таковых в значительном количестве иных юридических лиц;
- участники юридического лица являются таковыми в значительном количестве иных юридических лиц;
- адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом значительного количества иных юридических лиц;
- лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
- в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, имеется информация о его смерти.

В Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ налоговики приводят 12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, часть которых может сигнализировать именно о фирме-однодневке:

1. налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли;
2. в бухгалтерской или налоговой отчетности отражены убытки на протяжении нескольких налоговых периодов;
3. в налоговой отчетности отражены значительные суммы налоговых вычетов за определенный период;
4. опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
5. среднемесячная заработная плата на одного работника ниже среднего уровня по рынку;
6. неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы;
7. отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
8. построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
9. непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.;
10. неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами);
11. значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности;
12. ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

В Письме ФНС РФ от 24.06.2016 N ЕД-19-15/104 рекомендует при оценке налоговых рисков обращать внимание на следующие признаки:

- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;
- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
- отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора;
- наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

Кроме того, признаки фирм-однодневок постоянно вскрываются в процессе судебной практики:

- минимальный размер уставного капитала (в совокупности с другими признаками может указывать на фирму-однодневку, однако сам по себе не является фактором риска);
- массовый адрес регистрации, по которому зарегистрировано много налогоплательщиков;
- отчетность не сдается либо сдается с нулевыми показателями;
отсутствие штата персонала (в зависимости от сферы деятельности может действительно свидетельствовать о - неблагонадежности контрагента);
- отсутствие материальных и административных ресурсов;
- подозрительные хозяйственные операции;
- должностные лица, не имеющие отношения к деятельности организаций;
- подписание документов неустановленными лицами;
- дата регистрации организации близка к дате совершения сомнительной сделки;
- невыполнение требований налоговых органов о представлении документов;
- отсутствие упоминаний

Как не пострадать от фирмы-однодневки

Прежде всего, перед заключением сделки необходимо запросить у контрагента копии учредительных документов, свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, необходимые лицензии, приказы, подтверждающих право руководителя подписывать документы, информацию о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности.

Также существует ряд сервисов, которые позволяют отследить тревожные признаки. Большую работу в этом направлении ведет ФНС, предоставляя добросовестным налогоплательщикам различные онлайн-продукты, с помощью которых можно проверять контрагентов.

Однако контрагента важно проверять не только на стадии заключения договора, но и в дальнейшем. В компании в любой момент могут измениться данные, например, поменяться руководитель, учредители, адрес, появиться сообщение о банкротстве, исполнительном производстве, арбитраже. Своевременно получив такую информацию, вы, возможно сэкономите немалые средства и время.

Как видим, размер рекомендаций немаленький. Количество важных моментов, на которые следует обратить внимание перед заключением договоров, и тем более финансовых отношений, достаточно велико. Объем рекомендованной к проверке информации занимает кучу времени. А ведь эту информацию еще нужно уметь проанализировать. Ранее мы уже рассказывали о некоторых особенностях предварительных проверок контрагентов (несомненно продолжим рассказывать и в будущем). Национальная служба экономической разведки давно и профессионально работает как в области проверок и сопровождения контрагентов, так и в других направлениях, обеспечивающих прозрачную, честную и не выходящую за рамки закона работу бизнеса.