Национальная служба экономической разведки

Национальная служба экономической разведки – это крупнейшая Российская организация, занимающаяся сбором, обработкой и анализом информации экономического характера о ситуации в различных секторах рынка, а также его участниках.
Национальная служба экономической разведки специализируется на комплексном информационно-аналитическом обеспечении ведущих предприятий Российской Федерации. Благодаря профессионализму и огромному опыту сотрудников службы, мы добиваемся самых лучших результатов в работе и гордимся нашим вкладом в защиту экономической безопасности предприятий России.
Служба имеет представительства в разных регионах России, включая города федерального значения.

Куда мы катимся?

Количество ДТП с электросамокатами в России растет, а травмы самокатчиков куда опаснее, чем у велосипедистов. При этом сотрудники ГИБДД часто затрудняются определить виновников аварии, ссылаясь на отсутствие законодательства. Действительно ли электросамокаты в России разъезжают вне зпкона? Кто виноват в многочисленных ДТП — дураки или дороги? Будут ли изменения в правилах дорожного движения и как выходят из положения за рубежом?

 

Самокатчик-самоубийца?

Только за девять месяцев прошлого года число ДТП с участием электросамокатов, сигвеев и моноколес в России выросло на 166%, сообщается в докладе Научного центра безопасности дорожного движения МВД России. В 266 авариях погибли четыре человека, а ранения получили 279.

Вряд ли показатели аварийности в этом году будут ниже. Самокатчики разбиваются сами, получая тяжелые травмы, ругают и ранят пешеходом, нередки и самые тяжелые столкновения с авто и мототехникой.

«Человек на электросамокате, передвигающийся со скоростью 40 км/ч, при падении ударится об асфальт с той же силой, как если бы упал с семиметровой высоты. Если скорость в районе 60 км/ч, он получит такие же травмы, как если бы упал с четвертого этажа, — отметил Дмитрий Попов, эксперт рабочей группы при правительстве РФ по регуляторной гильотине в сфере безопасности дорожного движения на круглом столе в „Росбалте“. — Главная же опасность электросамокатов заключается в том, что маленький размер колес при высокой скорости значительно сокращает возможности человека маневрировать. Если он резко повернет, то просто полетит через руль».

С тем, что электросамокаты — крайне травмоопасный вид транспорта, соглашается все. Люди получают травмы костей лица и головы. Велосипед в этом плане более удачный вид транспорта, так как человек падает дольше, тут чаще ломают руки. Усугубляет ситуацию и то, что самокатчики, в отличие от тех же велосипедистов, практически не используют средства защиты.

 

Право нарушать

Сотрудников ГИБДД правовая оценка аварий с участием новых транспортных средств регулярно вводит в ступор — в СМИ звучат официальные заявления ведомства о том, что контролировать самокатчиков крайне сложно, а законодательство в их отношении не урегулировано. Не ясно, мол, даже как воспринимать новый субъект движения — как пешехода, велосипедиста или водителя полноценного транспортного средства?

В том числе из-за всеобщего недоумения возбуждаются довольно странные уголовные дела. Так, в середине мая на Невском проспекте два лихача на электросамокатах сначала сбили на тротуаре писателя Валерия Айрапетяна, а потом избили его после сделанного им замечания. На сайте Следственного комитета РФ появилось сообщение о том, что уголовное дело возбуждено против компании, предоставляющей услуги проката самокатов. Речь идет о ч.1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности), якобы «компания была обязана обеспечивать правила безопасности жизни и здоровья потребителей, а также окружающих лиц, на всех этапах оказания данных услуг». На самом деле претензия выглядит вполне справедливо. Но наверняка в правилах пользования арендованных самокатов есть требования к пользователю о соблюдении определенных норм. Просто «лицензионное соглашение» как обычно никто не читает. И юристы  уверены, что состава преступления в этом деле нет, и любой адвокат легко отстоит компанию кикшеринга в суде. И вину полностью перенесут на лихачей, особенно учитывая их хулиганские действия.

 

Как регулируют за рубежом

В странах Европы, где электросамокаты получили массовую популярность раньше, чем в России, на первом этапе столкнулись точно с таким же хаосом на дорогах и в головах. Сейчас же у каждого государства свое законодательство в этой сфере.

В Германии использование на велодорожках самокатов с электродвигателем разрешено, но они должны пройти сертификацию, получить номерные знаки и разгоняться не выше 20 км/ч. Водитель должен быть старше 14 лет и обязательно застрахован. Выезжать на дорогу разрешается только при отсутствии полосы для велосипедов, а если велодорожка и тротуар скомбинированы, пешеходы имеют преимущество. Штрафы от 15 до 180 € самокатчикам грозят в том случае, если они проезжают на «красный», едут по тротуарам, выезжают на автобан, используют несертифицированный и незастрахованный самокат. Бок о бок два самоката двигаться также не могут. Если человек пьян, его штрафуют наравне с автомобилистами.

Во Франции скорость движения самокатов не может превышать 25 км/ч, запрещена езда на тротуаре с пассажирами и в наушниках. Минимальный возраст водителя — 12 лет. Транспортное средство должно иметь исправные тормоза, фары и гудок. Нарушителям грозят штрафы от 35 до 1500 €. Движение разрешено только по велодорожкам и дорогам, где максимальная скорость не превышает 50 км/ч.

В Швеции электросамокаты мощностью до 250 ватт могут развивать скорость до 20 км/ч, а более мощные на дорогах использовать нельзя. Кроме того, они должны быть оснащены тормозами и звонком, а для езды в темное время суток — передней и задней фарой и отражателями. Водители младше 15 лет должны ездить в шлемах.

В Великобритании по улицам можно ездить только на прокатном застрахованном самокате и только с правами. На средство передвижения устанавливают ограничители скорости до 25 км/ч. Ездить по тротуарам запрещено.

В Испании максимально допустимая скорость также составляет 25 км/час и также запрещается езда по пешеходным зонам и тротуарам. Полиция может потребовать у водителя пройти тест на наличие алкоголя.

 

Отсечка в 250 ватт

Вернемся в Россию: не так давно в ГИБДД пообещали написать правила для электросамокатов. Как заявлял замглавы ГУОБДД Владимир Кузин, будет дано определение средствам индивидуальной мобильности (СИМ) и прописаны правила их движения по дорогам общего пользования. Скорость предлагается ограничить 20 км/ч, а владельцев штрафовать за нарушение правил по действующим статьям КоАП РФ. В проекте также предполагается ввести новые дорожные знаки, регулирующие движение СИМ.

Была информация, что общественная палата РФ разработала свой черновик поправок в ПДД. Документом предлагается приравнять электросамокаты к мопедам в том случае, если мощность их двигателей превышает 250 ватт. Это означало бы, что человек не должен вставать на электросамокат, если у него нет прав водительской категории М и если он пьян. Если все в порядке, передвигаться он может по проезжей части и в шлеме. Детские и маломощные электросамокаты смогут ездить по тротуарам, однако над критериями разграничения специалисты еще будут думать. Ограничен выезд на дорогу может быть самокату в зависимости от его максимальной скорости и веса.

Время идет и никаких обновленных поправок в ПДД мы все еще не видим. Но значит ли это, что с хаосом на дорогах до тех пор бороться нельзя?

 

Штрафовать как мопеды

Есть мнение что, контролировать самокаты можно и без обновленных правил дорожного движения. Сотрудники ГИБДД и прокуратуры пока вправе применять федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ, который отсылает к документу по техническому регулированию, а тот, в свою очередь — к техническому регламенту Таможенного союза.

В регламенте же четко прописано: мопеды — это все средства передвижения с мотором. На основании этого закона сотрудники ГИБДД могут требовать у водителей электросамокатов шлем и водительское удостоверение. Кроме того, самокатчики должны передвигаться по проезжей части.

 

Развивать инфраструктуру

В то же время очевидно, что без развитой инфраструктуры российские дороги вряд ли станут безопасными для самокатчиков, пешеходов и велосипедистов. Выделенные велодорожки есть только в крупных городах и в небольшом количестве. В отсутствии необходимой инфраструктуры самокатчики вынуждены ездить по тротуарам и дорогам, постоянно подвергая опасности себя и окружающих.

 

Саморегуляция кикшеринга

В краткосрочной перспективе навести порядок с самокатами, пожалуй, могут только сами кикшеринговые компании совместно с исполнительными органами власти. Взять на себя инициативу и добиться конкретных мер по урегулированию ситуации со стороны кикшеринговых компаний – было бы правильным и почетным делом, вызвало одобрение общественности. В такой социальной роли и поддержка государства не заставила бы себя ждать.

Сейчас же комитеты пытаются изобрести универсальное соглашение о соблюдении правил использования электросамокатов, в которых будут прописаны требования к зонам парковки, штрафным санкциям и создание «черного списка» нарушителей. Население в свою очередь, не видя конкретных дел, расценивает это как «переливание из пустого в порожнее».

Как бы то ни было, четкого запрета на использование электросамокатов в России пока не ожидается. А раз так, очевидно, что правилам дорожного движения требуется серьезный апгрейд — как и дорожной инфраструктуре, которая на несколько десятков лет отстает от развития электротранспортной индустрии.

 

 

По материалам Росбалт