Благодаря цифровым технологиям появляются новые транспортные и логистические решения. Эксперты провели исследование и выяснили, каким будет транспорт будущего. Точнее говоря, каким он может быть согласно прогнозам. Возможно, кому-то эта информация покажется интересной.
Что происходит
Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ опубликовал исследование, в котором аналитики попытались спрогнозировать, какая технология транспорта будет наиболее востребована в будущем. Для этого технология анализа больших данных iFORA проанализировала более 66 тыс. источников.
Эксперты «Вышки» подготовили отдельные рейтинги топ-15 наиболее значимых технологий транспорта и логистики для ученых и для бизнеса — согласно частоте и контексту упоминаний в различных источниках.
Самыми популярными технологиями в обоих случаях стали электромобили и смарт-контракты — программы для автоматического выполнения обязательств участников в цепочке поставок. Кроме этого, ученые заинтересованы в разработке и развитии беспилотных летательных аппаратов, интеллектуальных транспортных систем беспилотных автомобилей и технологий управления трафиком. Бизнесу же интересны беспилотные автомобили, системы управления запасами и иммерсивные технологии.
Что ж. Сейчас модно проводить исследования используя «новейшие технологии». Пишется простенький алгоритм анализа, берется большая куча статистических данных, все это запихивается в ЭВМ, мигает множество лампочек на панели, что-то жужжит … И вот, обязательно сбоку, из электронной машины выезжает перфокарта с результатами вычислений! Ура-а! Перфокарту берет в руки какой-нибудь аспирант, скучающим взглядом смотрит на нее несколько секунд, говорит «ну да, ну да … щас вернусь», бодрым шагом отправляется в «комнату размышлений» с буквой «М», по пути комкая и разминая перфокарту в руках …
Как-то не очень выглядит, не так ли? Но это совершенно не важно, потому что в прессе напишут – «Успех Российских ученых! Искусственный интеллект на основе анализа биг дата спрогнозировал рейтинг топ технологий логистики!». Ну вот. Совсем другое дело. Как говорится, «стильно-модно-молодежно».
Только не понятно … Как можно делать прогнозы на будущее, основываясь на данных из прошлого? Точнее, на сколько можно быть уверенных в том, что эти прогнозы сбудутся? На сколько бы не была велика накопленная статистика, сколь бы большим количеством критериев при анализе мы не пользовались и сколь бы сложным способом эти критерии и данные не обрабатывались, по факту – событие либо случится, либо нет. То есть 50 на 50. И так всегда. Какую цифру в процентах вероятности, что завтра пойдет дождь, не назови, все равно дождь или будет, или нет. То есть 50 на 50.
Конечно, математики скажут, дескать, что за чушь, вот цифры, вот формулы – все элементарно вычисляется. Но сразу где-то рядом раздадутся смешки философов, которые нараспев скажут что-то вроде - «на все воля божия».
Так вот возвращаясь к «неизбежным в будущем», все заполонившим электроБПЛА … Откуда, говорите, такие выводы? А, ну да – «анализ более 66 тыс. источников». Сами эти источники не называются, потому что скорее всего это СМИ и разного рода «научная» литература (исследования, доклады, отчеты «британских» ученых) в своих выводах состоящая из гипотез и предположений. Кстати, о фантастике … Если уж строить прогнозы на основе «о чем чаще всего пишут и говорят», то в 60-е годы была очень популярна научная фантастика. Очень популярна. Уж ско-олько там всякого писали и говорили и про межзвездные перелеты, и про антигравитацию, и про телепортацию … Да про что только не писали! Очень, знаете, у писателей фантазия богатая. Особенно у фантастов. И вот прошло сколько уже лет и что-то не видно ничего этого. Как же так? Ведь если бы в то время делали прогнозы будущего на основе «анализа более 66 тыс. источников», то мы бы сейчас … Да представить даже сложно, что бы мы сейчас имели. Ну как минимум – коммунизм во всей Вселенной!
Ну и еще пару слов о «неучтенных факторах». Пять лет назад кто мог спрогнозировать COVID, нынешние события на Украине, энергетический кризис в Европе? А в 2013 кто-то мог спрогнозировать присоединение Крыма? Все эти события очень серьезные, учитывая глобальные последствия. А на основании каких данных могли бы быть спрогнозированы эти события? Так то … Один единственный неучтенный фактор и красивый, сложный, мощный, дорогостоящий прогноз превращается в тыкву.
Однако, вернемся к транспортным технологиям
Говоря о мотивации, для ученых внедрение цифровых технологий в транспортную систему — это возможность продать бизнесу решения, которые помогут тому заработать больше денег
Бизнесу же новые транспортные и логистические технологии помогают повысить пропускную способность на складах, скорость доставки и транспортировки грузов, автоматизировать процессы логистики, перевозить больше пассажиров.
Что это значит
Цифровые технологии меняют все отрасли экономики, в том числе транспортную. Появился беспилотный транспорт, возможность оптимизировать цепочки поставок, прогнозировать техническое состояние автомобилей и многое другое. Жизнь пассажиров и водителей становится безопаснее, а бизнес может зарабатывать больше.
По данным аналитиков Report Ocean, рынок искусственного интеллекта в мировой транспортной отрасли и логистике в 2020 году составил $1,45 млрд, а к 2030 году составит $17,9 млрд со средним годовым темпом роста в 18,5%.
Выручка, обороты у бизнеса постоянно растут, а у людей доходы уменьшаются. Куда же деваются все эти денежки? Стало, к сожалению, уже привычным что бизнес и люди – это два отдельных понятия, почти противоположных. Бизнесу люди не нужны, ну почти совсем. Бизнесу нужны роботы. С людьми слишком сложно, дорого и непредсказуемо. Отсюда и все это устремление к песпилотникам, автоматизациям, цифровизациям …
По материалам РБК