Есть мнение, что нужно ужесточить наказание для водителей без автогражданской страховки. Например повысить штраф. Именно такая мысль как правило первой приход в голову властям. Есть вопросы: а поможет ли это и есть ли другие варианты?
Надежда на авось и желание сэкономить побуждает многих водителей отказываться от покупки полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), без полисов ОСАГО в России управляют автомобилями более 10% водителей.
Еще хуже статистика в сфере такси. Только четверть российских таксистов ездят с корректно оформленным полисом обязательного страхования, выяснили в рабочей группе ОНФ «Защита прав автомобилистов». У остальных страховки нет или она не предназначена для работы с людьми. Причем виновником ДТП с участием такси в девяти из десяти случаев является как раз таксист.
Существующие сегодня меры не способны побудить всех водителей приобрести страховку. Не пора ли пересмотреть систему наказаний за вождение без страхового полиса, чтобы и сами владельцы автомобилей, и другие участники дорожного движения были защищены от непредвиденных трат в случае ДТП — получили от страховой компании возмещение ущерба имуществу и здоровью в рамках ОСАГО.
Строже меры — меньше ДТП
Проблема езды без страховки известна не только в России. Части государств удалось успешно ее решить введением суровых штрафов и других мер наказания. Например, в Испании за отсутствие ОСАГО водитель расстается с суммой от 601 до 3005 евро (от 36,8 тыс. рублей до 184,3 тыс. рублей). Помимо наложения денежного штрафа, инспектор может задержать автомобиль нарушителя и доставить его на муниципальную штрафстоянку. Расходы — услуги эвакуатора и оплату места на стоянке — понесет водитель.
Строгие штрафы за езду без ОСАГО действуют и во Франции: там нарушитель выплачивает до 3750 евро (более 230 тыс. рублей). Кроме того, его могут направить на общественные работы и лишить водительских прав, а машину задержать. Эти меры приносят свои плоды. Та же Испания заняла четвертое место среди европейских государств с наименьшим количеством ДТП.
Зафиксировать и наказать
В России ответственность за езду без страховки ограничивается штрафом в 800 рублей, или 400 рублей со скидкой при досрочной оплате. Вопрос о повышении штрафа за езду без ОСАГО поднимался неоднократно. В 2018 году в Госдуме было предложено повысить штраф до 5 тыс. рублей, а в 2019 году предлагалось приравнять его к средней стоимости страхового полиса. Однако до сих пор меры по ужесточению наказания за это правонарушение не приняты.
Кроме того, в стране действует устаревшая форма фиксации езды без страховки: выявлять нарушение и выписывать штраф пока могут только инспекторы. По существующим правилам водителю необходимо иметь оригинал ОСАГО с собой, иначе он получит штраф в 500 рублей — даже если просто забыл полис дома. С января 2020 года предъявить ОСАГО сотруднику ГИБДД можно в электронном виде на смартфоне или планшете, однако эта опция доступна только водителям, которые купили полис онлайн. Сама же проверка электронного ОСАГО требует времени, поскольку инспектор должен отправить запрос о конкретном полисе в информационную систему страховой компании.
Дополнительным наказанием к штрафу могло бы стать задержание автомобиля. Чтобы забрать машину со штрафстоянки, водителю потребуется приобрести страховой полис, оплатить штраф и внести плату за работу эвакуатора и место на стоянке в зависимости от длительности пребывания.
Для фиксации езды без полиса и автоматической выписки штрафа предлагается использовать стационарные камеры фотовидеофиксации нарушений, которые уже стоят на дорогах страны. Камеры будут считывать номера и передавать данные в центр обработки. Если выяснится, что автомобиль не застрахован, его владельцу придет штраф. Очень спорное и социально опасное предложение – мы помним как еще совсем недавно автофиксация в начале своей работы делала кучу ошибок (и по сей день случается). Причем восстановить справедливость водителю было очень не просто.
Сейчас Минцифры России работает над витриной данных, содержащих сведения о договорах ОСАГО, а также над электронным сервисом, с помощью которого предъявить договор ОСАГО инспектору водитель сможет с помощью QR-кода и мобильного приложения «Госуслуги Авто».
Наличие полиса ОСАГО должно быть выгоднее, чем его отсутствие. Это значит, что водитель не должен бояться получить штраф когда полиса нет, а должен находиться в более выгодном положении когда полис есть. Официально сейчас как бы так и есть … Но нужно добавить еще какой-нибудь «пряник» для добросовестных людей. Вот это бы, скорее всего, нашло поддержку у населения. А если просто призывать к гражданской ответственности пустыми словами или угрожать огромными штрафами – это не работает. Что мы сейчас и наблюдаем.
По материалам РБК