Национальная служба экономической разведки

Национальная служба экономической разведки – это крупнейшая Российская организация, занимающаяся сбором, обработкой и анализом информации экономического характера о ситуации в различных секторах рынка, а также его участниках.
Национальная служба экономической разведки специализируется на комплексном информационно-аналитическом обеспечении ведущих предприятий Российской Федерации. Благодаря профессионализму и огромному опыту сотрудников службы, мы добиваемся самых лучших результатов в работе и гордимся нашим вкладом в защиту экономической безопасности предприятий России.
Служба имеет представительства в разных регионах России, включая города федерального значения.

Правила детской безопасности в интернете

В отличие от финансовой грамотности, правилам интернет-безопасности в большинстве стран подростков еще не учат — и зря, ведь видов мошенничества и методов социальной инженерии становится все больше, а дети и подростки все чаще подвергаются онлайн-травле и манипуляциям. Об этом материал данной статьи - список правил поведения для детей и подростков в интернете.

Дети

Изображение

До двух лет доступ к гаджетам стоит ограничить

Согласно рекомендациям Американской академии педиатрии, детей до 18 месяцев стоит ограждать от гаджетов и просмотра видео. Польза от контента (даже того, который создатели презентуют как «образовательный») минимальна. При этом визуальные эффекты могут быть слишком интенсивными — разнообразные звуки, скорость перемены картинок и интерактивные элементы могут перегрузить восприятие малыша. Специалисты советуют вводить ребенка в онлайн-мир плавно и под наблюдением. Например, вместе общаться с родственниками в видеочате и понемногу показывать фрагменты программ для самых маленьких.
«В том, что приложения и гаджеты помогают ребенку развиваться, есть некоторая доля лукавства. Развиваться можно и без приложений, они всего лишь придают развитию некую новую форму, — говорит клинический психолог Григорий Мисютин. — Сама сущность гаджета маленькому ребенку еще не понятна, он не осознает, что такое гаджет сам по себе: его собственность, его игрушка или что-то еще». Детям старше двух лет специалисты рекомендуют давать гаджеты не больше чем на час в день. Это должен быть качественный контент, и смотреть его лучше вместе — для более качественного взаимодействия между ребенком и родителем.
Некоторые специалисты также советуют (по крайней мере, пока ребенок маленький) давать гаджет в некой общей зоне, где за происходящим на экране можно хотя бы время от времени наблюдать. Важно понимать, что к подросткам это уже не применимо: такой контроль будет восприниматься как вторжение в личное пространство.


Установите систему родительского контроля

Она позволяет заблокировать доступ к определенным сайтам и, например, получать уведомления о том, куда заходит ребенок. Крупные интернет-провайдеры предлагают такую функцию бесплатно. Настроить ее можно не только на десктопе, но и на смартфонах, планшетах и даже игровых консолях. При этом фильтрация происходит на техническом уровне, алгоритмы могут ошибаться. «Детский файервол» не даст стопроцентной гарантии.
Считается, что система родительского контроля имеет смысл лишь для дошколят и, возможно, для тех, кто только пошел в начальную школу. При этом, как бы хорошо система ни блокировала адреса порносайтов, такого рода контент ребенок может найти и в соцсетях, если в рамках системы доступ к ним есть. Система не способна фильтровать то, что находится в самой соцсети, более того — у самой соцсети это не всегда получается. Даже если площадка использует алгоритмы, превентивно блокирующие чувствительный контент, значительная его часть все равно удаляется лишь после обращений пользователей, а это значит, что ребенок хотя бы временно, но может получить к нему доступ.
Используя систему родительского контроля, взрослый должен отдавать себе отчет в том, что он становится цензором, определяющим, что такое нежелательный контент. Само использование инструмента становится вопросом этического характера. Например, диснеевский мультфильм «Вперед» лидировал в американском прокате и был выдвинут на «Оскар», в то время как представители российской власти пытались запретить его прокат, объясняя это в том числе недовольством родителей.

Изображение

Создайте альтернативную зону познания мира

Даже если ребенок на 100% огражден от сомнительного контента в онлайне, его представления о мире не должны строиться только на том, что он увидел на экране гаджета. Время пребывания ребенка в интернете нужно балансировать, чередуя с активностями, которые дадут ему то, что не смогут дать технологии. Например, познание предметов окружающего мира во время пребывания на природе; физические контакты с другими людьми во время подвижных игр. А еще — понимание и осознание себя, своих способностей во время занятий спортом, рисованием, музыкой.
Ребенок может сопротивляться — капризничать и отказываться делать что-то еще, пока ему не вернут гаджеты. Ребенку стоит объяснить: вы понимаете его тягу — когда что-то приятное становится недоступным, вам как взрослому тоже может быть обидно. Но в доме есть определенные правила по обращению с гаджетами, их придерживаются все: и взрослые, и дети. Правила — это не способ оказания влияния или демонстрация родителями своей власти, а часть командной работы. Например, вся семья ужинает вместе, никто не тащит еду в постель, а за столом не пользуются гаджетами.
Иногда бывают и исключения — их тоже нужно проговаривать. Допустим, вы стоите в многочасовой пробке и ребенку откровенно скучно, при этом вы тоже измотаны и развлекать его самостоятельно нет сил. Это нормально. Вы можете дать ребенку планшет на лишний час, но при этом подчеркнуть: это исключительный случай, а не новое правило, поэтому не должно войти в привычку.
В итоге ребенок, понимая, что ограничение в обращении с гаджетами — это не навязанные только ему правила, с меньшей охотой будет тратить время на споры и вымаливание разрешения «поиграть еще 15 минут» и быстрее переключится на другой вид отдыха — кино, книги, общение с близкими.


Объясните ребенку, что интернет не всегда приятное место

Важно дать понять, что интернет — отражение реальной жизни. Там тоже есть плохие люди и происходят неприятности.
«Интернет — сущность, в которой нет видимых барьеров, как, например, на улице: можно перейти на другую сторону дороги, если за вами кто-то увязался, или обратиться за помощью к прохожему, — объясняет Григорий Мисютин. — Важно объяснять ребенку сам механизм общения в сети: люди бывают разные, у них бывает разное настроение, и потому они могут по-разному себя вести».
Нужно прямо сказать ребенку, что в интернете он может встретить людей, которые захотят воспользоваться его доверчивостью и наивностью (даже если сам ребенок таковым себя не считает). Наиболее эффективное решение на этом этапе, по его мнению, — мягко, но доступно перечислить угрозы, с которыми ребенок может столкнуться в интернете: буллинг, мошенничество, кража денег. Описывая онлайн-угрозы, важно не сгущать краски, не пытаться запугать, а сказать, что он всегда может обратиться к вам.

Подростки

Изображение

Не игнорируйте разговоры о «сложных вещах»

Заставить подростка рассказать, что он делает в сети, силой невозможно. Единственный способ получить обратную связь — сформировать привычку делиться и получать поддержку от вас как от родителя, считает психолог. В семье должна быть и культура открытого диалога, в том числе о сложных вещах, которые смущают.
Если ребенок столкнулся в интернете с чем-то, к чему не был готов, — это повод поговорить. Например, ребенок увидел в интернете ролик с шутингом в школе. Эту ситуацию можно объяснить так: есть люди, которым сложно поделиться с другими своим внутренним миром, они чувствуют себя непринятыми, потому что вовремя не получали помощи и ответов на свои вопросы, и это заставило их перенести свою озлобленность во внешний мир. Хотя, если бы этим людям было с кем поговорить, от кого получить поддержку, трагедии могло бы не случиться.
Если ребенок наткнулся на сексуализированный контент, можно ему сказать: да, это то, что действительно смотрят некоторые взрослые. Но происходящее на экране не очень соотносится с реальностью, не имеет отношения к любви и романтике, не отражает того, как происходит секс у взрослых людей на самом деле. Сексуальный контент может содержать в себе элементы жестокости и насилия — иногда это происходит по согласию, но часто — без. В таком случае подросток должен понимать, что каждый просмотр жестокого ролика (в том числе его собственный) на уровне алгоритмов повышает его распространенность в интернете.
Замалчивать вопрос сексуальности точно не стоит. Из-за «гормонального взрыва» в пубертатном возрасте подросток часто может испытывать сексуальное возбуждение, которое само по себе не имеет сексуальной природы. Для него это будет неожиданно, и он, скорее всего, захочет разобраться, почему так происходит, проследить свои реакции на разные возбудители. Эротизированный или порноконтент станет для него предметом исследования. Запрещать подростку доступ к нему бессмысленно: чтобы столкнуться с порнокультурой, не обязательно заходить на Pornhub, достаточно скачать на электронную книгу порнофанфик или, например, выйти в интернет со Smart TV.
Подросток может сказать, что это его выбор — как показывать свою личную жизнь в интернете. И будет прав. Но стоит напомнить ему, что тема сексуальности — вопрос, в котором законодательство не может дать молодым людям полный карт-бланш: существует закон о возрасте сексуального согласия, ответственность за склонение к интимным связям и совращение несовершеннолетних. Даже если какие-то аспекты запрещены законом, это не значит, что родитель не может поговорить о них с ребенком.
Например, посылать нюдсы может быть не самой хорошей идеей просто потому, что адресат к этому не готов и не понимает, как ему на такое фото реагировать. Стоит навести подростка на вопрос о том, почему ему хочется отправить нюдс или заняться секстингом: вполне вероятно, таким образом он неосознанно хочет показать партнеру свое доверие. И если так, стоит подумать, каким еще — более очевидным и безопасным образом — он может его (доверие) продемонстрировать.
Вполне вероятно, подростку будет неловко обсуждать тему секса с родителями, это чувство неловкости можно предвосхитить, сказав: «Если хочешь больше знать о сексе, но при этом тебе неудобно говорить об этом с нами, мы поищем для этого специалиста, которому ты сможешь довериться».


Расскажите подростку о том, что такое цифровой след

Несмотря на закон о забвении, благодаря хэшированию и архивным сайтам в действительности из интернета ничего не пропадает. И эту мысль стоит донести до ребенка.
Это можно сформулировать так: «За все, что ты говоришь в интернете, ты должен нести такую же ответственность, как если бы говорил с человеком лицом к лицу. Не пиши то, за что можешь поплатиться через несколько лет. Представь, как бы ты отнесся к своим словам через 10 лет, находясь уже совсем в другом статусе». Такой случай: «Знаю человека, которому едва не отказали в работе просто потому, что его почта называлась bigdaddy1488. Оказалось, что почта привязалась к анкете в hh автоматически, ее он завел еще в подростковом возрасте, при этом сам давно был семьянином, состоял в партии экологов и вел вполне тихую жизнь».
Еще один предмет обсуждения — с осторожностью рассказывать в интернете не только о себе, но и о своей семье. Так, уровень достатка у всех разный, при этом социальное расслоение в России довольно сильное. «Хвастовство навлекает зависть и неприязнь. Кроме того, фотографии пятиэтажной виллы и парка машин может вызвать интерес злоумышленников». По этой же логике не стоит выкладывать фото паспортов (в том числе с иностранными визами) и без разрешения постить фотографии других людей, в том числе членов семьи.

Изображение

Объясните, что такое кибербезопасность и почему это не формальность

Оговорите с ребенком базовые принципы кибербезопасности. Первое: он не должен отключать антивирус: вредоносная программа может заразить не только его компьютер, но и по локальной сети перекинуться на устройства родителей.
Второе: потерять деньги в интернете гораздо проще, чем кажется. Можно привести параллели со знакомыми вещами из реального мира. Например, фишинговые мошенники — как воры, которые могут украсть кошелек в толпе, а ненадежный пароль — то же самое, что потерянные ключи от квартиры с указанным на брелке точным адресом.
К подростковому возрасту ребенок, скорее всего, хотя бы раз уже платил за внутриигровые предметы и валюту в интернет-играх, а возможно, и самостоятельно занимался онлайн-шопингом. Поэтому заведите подростку собственную карту с ограничением по тратам (по закону она должна быть привязана к вашему счету). Он должен вкладывать деньги в игры дозированно и пристально следить за своими паролями: у игроков часто угоняют аккаунты — для перепродажи персонажей и предметов внутри игры другим пользователям. Если аккаунт все же угнали, нужно как можно скорее обратиться в службу поддержки и предоставить доказательства того, что это действительно ваш персонаж. А перед онлайн-покупкой нелишним будет проверить онлайн-магазин в сервисе с пользовательскими отзывами, например на международном сайте с рейтингами онлайн-магазинов Trustpilot.
Перечислите ребенку несколько фраз-триггеров, по которым он сможет понять, что имеет дело с мошенниками. Например: «Скажи, где ты живешь», «Дома ли сейчас родители?», «Надолго ли вы уезжаете в отпуск?», «У меня для тебя есть классная работа». Даже если об этом спрашивает Marusia_2005 с Милли Бобби Браун на аватарке.


По материалам РБК