Национальная служба экономической разведки

Национальная служба экономической разведки – это крупнейшая Российская организация, занимающаяся сбором, обработкой и анализом информации экономического характера о ситуации в различных секторах рынка, а также его участниках.
Национальная служба экономической разведки специализируется на комплексном информационно-аналитическом обеспечении ведущих предприятий Российской Федерации. Благодаря профессионализму и огромному опыту сотрудников службы, мы добиваемся самых лучших результатов в работе и гордимся нашим вкладом в защиту экономической безопасности предприятий России.
Служба имеет представительства в разных регионах России, включая города федерального значения.

Правовое регулирование цифровых финансов

С приходом цифровых технологий жизнь людей и государства становится иной, меняются принципы деятельности, возникают новые вызовы и задачи. Цифровизация стремительно проникает в экономику и, как следствие, корректируется законодательство.


Несколько лет назад Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы». Согласно этому документу, цифровая экономика — это деятельность, непосредственно связанная с развитием цифровых компьютерных технологий, которая включает сервисы по предоставлению онлайн-услуг, электронные платежи, торговлю через интернет-ресурсы и прочее.

 

В целях реализации стратегии Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в нее входят федеральные проекты:

 

  • «Нормативное регулирование цифровой среды»
  • «Кадры для цифровой экономики»
  • «Информационная инфраструктура»
  • «Информационная безопасность»
  • «Цифровые технологии»
  • «Цифровое государственное управление»
  • «Искусственный интеллект»

 

На фоне этих процессов в мире финансов появились новые продукты, которые с каждым годом набирают популярность — цифровые активы и криптовалюта. Однако толкование этих понятий вызывает определенные трудности. Кроме того, не все знают, как криптовалюта и цифровые активы вписываются в российское законодательство.

 

Понятие цифровых прав

В ГК РФ появилась ст. 141.1, которая закрепила на уровне законодательства понятие «цифровые права».

 

Цифровые права — это обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, которая отвечает признакам, установленным законом.

 

Распоряжаться, в том числе передавать в залог, ограничивать распоряжение цифровым правом возможно только в информационной системе без обращения к третьему лицу.

 

Правовая природа цифровой валюты

1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ, регулирующий отношения, связанные с выпуском и оборотом цифровых финансовых активов и цифровой валюты.

 

В российском законодательстве криптовалютой называется «цифровая валюта» (п. 3 ст. 1 Закона), которой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения). Они содержатся в информационной системе и (или) могут быть приняты:

 

  • в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ или денежной единицей иностранного государства;
  • в качестве инвестиций.

 

Таким образом, известные многим биткойн, эфириум и другая криптовалюта являются в соответствии с нашим законодательством цифровой валютой.

 

Для целей Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ («О несостоятельности (банкротстве)»), Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ («Об исполнительном производстве»), Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ («О противодействии коррупции») и Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») цифровая валюта — это имущество, поэтому на нее может быть обращено взыскание.

 

Законом прямо установлен полный запрет на оплату цифровой валютой товаров, работ и услуг. Он распространяется на действующие на территории России юридические лица, в том числе филиалы и представительства иностранных и международных компаний, и на граждан, находящихся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ).

 

Действующее законодательство разрешает совершать операции и гражданско-правовые сделки с цифровой валютой, однако требования ее владельцев подлежат судебной защите при условии, что о факте обладания цифровой валютой и совершения с ней сделок были проинформированы налоговые органы (ч. 6 ст. 14 Закона № 259-ФЗ).

 

Правовая природа цифровых финансовых активов

Согласно п. 2 ст. 1 Закона № 259 цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, которые удостоверяют какие-либо из указанных прав:

 

  • денежное требование;
  • возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам;
  • право участия в капитале непубличного акционерного общества;
  • право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов.

 

Необходимо отметить, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории РФ.

 

Все вышеперечисленные цифровые продукты объединяет блокчейн, который представляет собой выстроенную по определенным правилам непрерывную последовательную цепочку блоков (связный список), содержащих информацию. Это основанный на криптографических алгоритмах способ ведения реестра, при котором записи (блоки) последовательно «цепляются» друг за друга, что исключает возможность изменить информацию в реестре задним числом, поскольку это сломает всю цепочку.

Записи в таком реестре называются токенами, которые представляют собой единицу учета записей в блокчейне.

Несмотря на то, что эти цифровые продукты объединяет блокчейн, цифровые финансовые активы и цифровая валюта — не одно и то же.

 

Основное отличие заключается в том, что у цифрового финансового актива нет децентрализации, а это является главным свойством криптовалюты. Необходимо отметить, что криптовалюта — неподконтрольное средство расчетов, и она становится таковой независимо от того, кто ее создал или где ее намайнили — в РФ или за границей.

 

По законодательству выпуск цифровых финансовых активов возможен только по очень строгим правилам, поскольку ЦБ ведет реестр операторов, которые их выпускают. Такими операторами могут быть только юридические лица, зарегистрированные на территории РФ.

 

По мере того, как люди становятся все более вовлеченными в новые цифровые финансы, активно развиваются и инструменты цифрового мошенничества, что в свою очередь повышает риск потери инвестиций.

 

И здесь важно знать, что криптовалютные платежи пока не имеют механизма правовой защиты, в связи с чем наблюдается рост преступлений в данной сфере, и этому способствуют пробелы в правовом регулировании. Зная об этой проблеме, Генпрокуратура подготовила законопроект о признании криптовалюты и других виртуальных активов имуществом для производства в рамках Уголовного кодекса РФ.

 

 

По материалам СКБ Контур