В США доказали существование программы, которая может прослушивать телефоны и другие гаджеты пользователей для дальнейшего показа рекламы
Слушают ли нас наши смартфоны без нашего ведома? Вопрос риторический – ну конечно да. Что называется: спорили рыбы – есть ли вода, нет ли ее? Ребята, называющие все что ни попадя теорией заговора и прочие малодушные личности «кому нечего скрывать, пусть слушают» могут идти лесом. Дело не в этом. Факт остается фактом – подслушивают. Проверить это может каждый. Достаточно положить смартфон рядом с собой и в течение пары минут периодически повторять одно слово, например, «унитаз». И уже очень скоро контекстная реклама начнет предлагать вам к приобретению одноименную сантехнику. Просто удивительное «совпадение»! Но ничего удивительного в этом нет. Просто потому что это не совпадение. Ведь в данном случае проблема не в том, чтобы вычислить прослушку, а в том чтобы ее доказать. Смартфон – технически очень сложное устройство, содержащее в своей программной части операционную систему, драйверы устройств, графический интерфейс, кучу вспомогательных приложений и прочих виджетов. Каждый из этих элементов содержит тысячи строк машинного кода, в котором можно легко спрятать какую угодно «особую подпрограмму». А чтобы вычислить эту заразу, мало того что нужно досконально анализировать все эти мегабайты кода, так это еще и запрещено законом в виду наличия авторского права. К тому же это очень долго и дорого. Поэтому реальные судебные разбирательства по претензиям к нарушению личных границ случаются редко. Но случаются. Чаще всего в рамках корпоративных войн. Когда один магнат хочет повлиять на другого с какой-то там целью, он заказывает у якобы независимой компании некое исследование, выявляющее нарушение прав граждан, начинается судебный процесс, шумиха в прессе, потом между спорщиками заключаются примирительные соглашения или суд выписывает штраф и на этом все заканчивается. Дальше жизнь продолжается как ни в чем не бывало. Увы, но такова правда жизни: на людей и их приватность всем плевать (они всего лишь «потребители»), на корпорацию-нарушителя наложен штраф (который скорее всего заранее был заложен в ее бюджете как «сопутствующие расходы») и дальше все спокойно продолжают заниматься тем же самым. Ничего не поделаешь – частная личная жизнь в нынешние времена это непозволительная для подавляющего большинства людей роскошь. И к сожалению, со временем ситуация только продолжает усугубляться.
Инструмент создали специалисты американского медиаконгломерата Cox Media Group (CMG), они собирались использовать его для настройки рекламных кампаний. В числе клиентов CMG были указаны Google, Amazon, Meta (запрещена в РФ) и другие компании. О программе впервые стало известно в декабре 2023 года, а летом журналисты 404 Media получили доступ к внутренней презентации. Инструмент получил название «Активная прослушка» (Active Listening). В презентации говорится, что система может использовать смартфоны и прочие устройства, фиксируя данные в реальном времени. Собранную информацию сервис объединяет с поведенческими данными для настройки более точных рекламных кампаний. Система на базе искусственного интеллекта (ИИ) также способна анализировать цифровой след пользователя, оставленный им в интернете.
В описании Active Listening не говорится, каким образом система собирает данные. В презентации указаны тарифы на использование сервиса: за 100 долларов в сутки он может собирать информацию о пользователях в радиусе 15 километров, за 200 долларов — 35 километров. В презентации CMG говорится, что компания «сотрудничает с лучшими» — Google, Amazon и Facebook (запрещенная в России). Однако неизвестно, использовали ли перечисленные компании новый инструмент прослушки. После того как журналисты 404 Media запросили комментарий у Google, в корпорации заявили, что исключили Cox Media Group из списка рекламных партнеров. В Amazon опровергли связь с CMG. В Meta ответили, что запустили внутреннее расследование. В Cox Media Group проигнорировали запрос.
По материалам Лента