Эльдар Муртазин, ведущий эксперт по мобильной связи проекта Mobile Review, рассуждает на тему прослушки разговоров через современные гаджеты
Всем привет. С вами Эльдар Муртазин, канал Mobile Review. И мы сегодня вот в такой тёплой, дружеской, не побоюсь этого слова атмосфере будем говорить про конспирологические теории, теорию заговора. Слушают нас не инопланетяне, автоматические системы или люди, а скандалы, которые происходят сейчас вокруг этого. Слушают нас или нет, это примерно из разряда обсуждения, что передаёт жужалка. Ну то есть это коротковолновая радиостанция УВБ76. Ну вот сообщение из непонятных слов: Щелуп, дружность, Кернер, Рюшный, Джиначили. Я не знаю что это. Я сейчас произнёс эти слова. Для меня это просто набор звуков. Слова ли это вообще? Что они значат, я не понимаю. Ну вот три телефона, которые лежат передо мной, они эти слова считали. И я не знаю, может быть, в этот момент мне надо прощаться с вами, потому что я стал персоной интереса каких-нибудь западных спецслужб, которые ищут, кто же пишет эти слова для радиостанций.
Итак, что у нас происходит сегодня с прослушкой, когда наши устройства нас слушают и как они это делают? Что мы знаем наверняка на входе? Существует не миф, а абсолютная реальность, когда вы сидите с друзьями и обсуждаете какую-то тему, которая вас волнует впервые. Вы не гуглили, вы не смотрели ничего, вы начинаете обсуждать. Например, вот у меня была такая история, мы обсуждали океанские яхты. Я не собирался покупать яхту. Я пошутил и сказал, что, ну да, 42 м как-то маловато - хочу побольше. И на следующий день мне стали в контекстной рекламе предлагать арендовать яхту, купить яхту, ну и так далее и тому подобное. То есть я нигде не набирал, я не искал яхты, я не интересовался яхтами, моя сфера интересов совершенно другая. Тем не менее, в контекстной рекламе эти яхты для меня появились. Как же так? Ну, вывод, который очевиден: Ага, они меня слушали! Но не всё так однозначно. И сейчас мы попытаемся провести сеанс обсуждения и полемики.
А слушает ли iPhone, слушает ли Samsung, Honor, Android, как таковой нас и что происходит? Ну, начну с точки зрения технологий, потому что это крайне важно. И в качестве бонуса я расскажу про умные колонки, которые были в моём доме и сразу закончились, собственно говоря. Первое и основное - сегодняшний смартфон это устройство, которое умеет слушать 24х7. Всё, что происходит вокруг него. В качестве экстра бонуса я вам могу подарить лайфхак, как сделать так, чтобы время работы вашего телефона увеличилось. Отключить голосовую команду активации: voice pickup unit, как это называется, vpu. А он активируется на конкретную кодовую фразу. Например, для Google это «ОК, Google». Неважно, с кем вы общаетесь. Это может быть Siri, это может быть Google, это может быть Alex или кто-то другой, или какой-то сторонний голосовой ассистент. Важно, что вот этот голосовой юнит, встроенный в ваше устройство, причём это планшет, смартфон, не суть важно, 24x7 слушает вокруг себя в ожидании той самой кодовой фразы. И, как вы понимаете, микрофон активен, он включён.
Дальше необходимо понять, а про что мы говорим. Мы говорим про то, что микрофон включён и он ждёт кодовую фразу. Конечно, производители говорят о том, что нет, мы исключительно собираем информацию, которая нам нужна для работы. Мы не слушаем, не записываем 24x7 и так далее и тому подобное. Мы не можем проверить, врут производители или нет. Но в чём я точно уверен, что если вы не активируете, собственно говоря, прослушивание эфира вашим устройством, то он этого не делает. Правила игры сохраняются на Андроиде. Во всяком случае, это так. То же самое касается, если вы не даёте какому-то приложению дополнительное разрешение работать в фоновом режиме. Ну, например, берём нейросеть от Яндекса, Алису и не разрешаем Алисе работать в фоновом режиме, получать доступ к микрофону. Можно ли это сделать? Да, можно. И это убирает все наши проблемы как таковые. То есть вот напрочь убирает. Почему? Потому что мы исходим из того, что всё-таки производитель не даёт доступа 24x7 для того, чтобы приложение слушало. Яндекснавигатор ловили за руку на том, что он передавал пользовательские разговоры из машины. Там были сотни мегабайт записей на сервера Яндекса. Конечно, тогда это объяснили ошибкой, сказали: "Ой, нет, вы знаете, мы ошиблись". Но сама функциональность вот этой передачи, она как бы намекает. Сейчас поднимается скандал вокруг Сири, как мне кажется, надуманный, что компания получает записи разговоров пользователей. может расшифровать. А у рынка короткая память, потому что уже была ситуация, в которой мы видели, что Apple договорились, к ним обращались встревоженные люди с судебным иском. До судебного регулирования 92,5 млн долларов заплатили в компании Apple, чтобы иск не пошёл дальше. Понятно, что на фоне капитализации Apple это немного, но это большие деньги. Если компания заплатила их, это значит, что у неё не было железобетонной уверенности, что она этот суд выиграет, а ущерб не будет нанесён заметный. И вот тут мы подходим к важной поворотной точке в нашей дискуссии, потому что это вопрос веры. Веры - следят за вами или нет.
Практика показывает, что автоматические системы, они трансформировались из Gmail, других сервисов в системы, которые слушают вокруг, потому что так более точно можно собирать данные. Когда вы говорите со своими друзьями, коллегами, вы произносите слова, многие слова являются опорными. Это автоматические системы, люди вас не слушают. Gmail делает то же самое. Он анализирует вашу почту с каждым годом. Он всё более и более продвинутый. Он начинает понимать контекст. Нейросети в этом помогают. И дальше вам подсовывают контекстную рекламу. Для Google это важно, да и для любой другой компании это важно. То есть мы для компании, корпорации - это набор данных и потребители. Им важно нам что-то продать. И вот это что-то продать можно только зная какие-то конкретные вещи. Естественно, голос наш анализируется, и это не люди. Спецслужбы, возможно, прослушивают мои и ваши разговоры, я не знаю. Но если мы говорим про корпорации, корпорации слушают в автоматическом режиме. В теории они не могут идентифицировать человека. На практике, конечно, существуют дата брокеры, которые позволяют восстановить данные из разных мест, но сами голосовые записи, насколько мне известно, нигде не сохраняются, если мы говорим про смартфоны и не передаются, на сервера компании. То есть это частные отдельные случаи, которые можно даже не брать в рассмотрение. Исходя из этого, опасаться таких вещей точно не стоит. Ну вы же не опасаетесь вашего почтового клиента, который анализирует всю вашу переписку. Вы не считаете, что программа её читает. Это не человек, который может вам навредить, может полюбопытствовать, засунуть свой любопытный нос в вашу частную жизнь, интимную переписку или что-то подобное. Нет, это приложение, которое пытается вам дать какой-то контекст, продать вас.
Я часто слышу такую историю. Человек говорит: "Да всё это ерунда. Вот вы мне сказали, я попробовал, я говорил про яхты, до пупения, и мне никакой рекламы яхт не показывают». Почему так? Объяснение достаточно простое. Реклама сегодня стала умной. Важно, чтобы вы попадали в целевую аудиторию. То есть вы уже посчитаны, ваш рекламный идентификатор посчитан, и про него известно, ваш доход примерный, как часто вы путешествуете. Соответственно, делают вывод о том, какие товары вы можете себе позволить, какие не можете. Если вы Вася Пупкин, который сидит где-то в регионе, ходит в рамках своего небольшого города, не путешествует, тратит мало денег, что видно тоже компании, то вам никогда не будут предлагать купить Мазерати. Этой машины нет в вашем городе, нет позиционирования на вас такой рекламы и так далее и тому подобное. Но, например, мне постоянно Google подсовывает рекламу тех или иных отелей. Он видит мои авиабилеты, которые приходят на Gmail. Он видит мои поисковые запросы про разные страны, достопримечательности, что находится рядом и так далее. То есть он пытается выдать мне этот контекст. Важно совпадение целевой аудитории с той рекламой, которую вам показывают. Это повышает эффективность рекламы. Поэтому вы можете до опупения говорить про океанские яхты, но если у вас нету предрасположенности вести вот такой образ жизни, ходить куда-то на лодках, в океан, ну, вам это не покажут просто. К сожалению, или к радости, да, это тут уже каждый может судить о себе.
Ровно так же, как одинокий мужчина. Вот это тоже забавно. Мы были недавно в Дубае, и мои коллеги говорят: "Так интересно, очень много контекстной рекламы, а каких-то интимслуг. Вот там предлагают девушку на вечер, эскорт услуги, бла-бла-бла". Вот прямо под разными благовидными предлогами замаскировано, но тем не менее контекстная реклама. И мы начали разбираться. Они не обсуждали это. Но поведенческий таргетинг, который настроен, это человек, который приехал из определённой страны в цифровом профиле это видно, человек с определённым достатком. И при этом он один, ну, условно, командировочный. Поэтому вероятность, что он согласится на такие вещи, она выше, чем если просто бомбить людей семейных, приехавших с детьми. и так далее и тому подобное. Всё очень просто. Там нет сложных каких-то суперсистем и прочего. Всё достаточно просто и на поверхности лежит.
Слушают ли нас, наши телефоны? Да, слушают. Если вы настроили 24 на7 голосовое управление. Если вы этого не сделали, они вас не слушают. Можете считать меня ретроградом, но я везде голосовое управление отключаю. Это дополнительный уровень защиты, если хотите. Ну и бонус, который я обещал в самом начале про умные колонки. Умные колонки, на мой взгляд, это зло. Они удобны, они позволяют управлять умным домом, делать какие-то вещи, голосом спрашивать, но по умолчанию они всегда слушают, что происходит вокруг вас. Вы не контролируете, какие данные получает компания, какие данные она не получает. И наблюдая, что делают многие люди в моём окружении, а именно выкорчёвывают эти колонки напрочь и говорят: "Ну, есть подозрение, что они всё записывают". И вот как бы проблема для конкретного человека заключается в том, что он не хочет, чтобы его жизнь, его обсуждения дома, в его крепости стали достоянием кого-либо. Это касается, кстати, и умных телевизоров тоже. Поэтому люди избавляются от устройств с голосовым управлением, которые слушают нон-стоп. Им такие устройства не нужны. Я после утечки данных исходного кода колонок Яндекс отказался от Яндекса. Какое-то время у меня стояли колонки Сбера. Но потом я решил быть последовательным и отказался от них тоже. Умным домом я управляю из приложения на своём телефоне и пользуюсь не таким большим количеством функций. По сути, это климатконтроль, это безопасность, ещё что-то, но мне не нужно голосовое управление. Более того, я отказался от всех микрофонов, которые находятся в доме, для того, чтобы они ничего не слушали. Мне нечего скрывать, но с другой стороны, я хочу обеспечить приватность хотя бы на своей территории.
И подытоживая, я могу сказать простое: отключайте голосовую активацию, голосовой поиск на своих устройствах. Если вы параноите чуть больше, убираете умные колонки, они вам точно не нужны, они не так уж и полезны. Ну и, в общем-то, будьте осторожны и понимайте, как работают технологии для того, чтобы не попасть в просак.
По материалам MobileReview