Национальная служба экономической разведки

Национальная служба экономической разведки – это крупнейшая Российская организация, занимающаяся сбором, обработкой и анализом информации экономического характера о ситуации в различных секторах рынка, а также его участниках.
Национальная служба экономической разведки специализируется на комплексном информационно-аналитическом обеспечении ведущих предприятий Российской Федерации. Благодаря профессионализму и огромному опыту сотрудников службы, мы добиваемся самых лучших результатов в работе и гордимся нашим вкладом в защиту экономической безопасности предприятий России.
Служба имеет представительства в разных регионах России, включая города федерального значения.

Стратегия развития электронной отрасли с чистого нуля до 2030 года

Минпромторг подготовил обновленную концепцию госполитики по развитию российской микроэлектроники до 2030 года. В документе чиновники признают ключевые проблемы отрасли: серьезное технологическое отставание, зависимость от зарубежных технологий и фабрик, острый кадровый дефицит.

 

Чтобы исправить ситуацию, предлагается увеличить производственные мощности, расширить фундаментальные исследования и, ни много ни мало, фактически с нуля создать профильное машиностроение. Участники рынка и эксперты не спорят с базовой логикой этих планов, но подчеркивают, что прямо сейчас отрасли нужна не красивая стратегия, а экстренная помощь.

 

Документ называется проект «Основ государственной политики РФ в области развития электронной промышленности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу». Это новый стратегический план, на основе которого власти рассчитывают строить дальнейшее развитие отрасли. Его разработку курировал замминистра Василий Шпак, направивший проект на прошлой неделе на согласование в ряд ведомств. Публично документ планируется представить на форуме «Микроэлектроника-2022» в октябре. Правда в Минпромторге и Минцифры информацию не подтвердили.

 

В документе вполне самокритично перечислены острые проблемы российской микроэлектроники:

  • отставание технологий на 10–15 лет от мирового уровня,
  • трудности с освоением технологических процессов ниже 180 нм,
  • нехватка производственных мощностей,
  • критическая зависимость процессов проектирования и выпуска продукции от зарубежных технологий, включая программное обеспечение, и материалов (в частности, особо чистой химии и кремния),
  • невозможность обеспечить рынок необходимой электроникой,
  • низкая инвестиционная привлекательность,
  • высокая стоимость производства компонентов в РФ,
  • острый дефицит кадров.

 

Попытки переложить вину на неких внешних врагов, впрочем, тоже имеются, например, отмечается «недобросовестная конкуренция со стороны зарубежных поставщиков электроники». Почему то столь очевидеый факт вновь вызывает у властей удивление.

Министерство предлагает участникам рынка координировать «исследования в области передовых технологий», увеличить мощности «в том числе за счет освоения производства микроэлектроники с современными топологическими нормами», создать (фактически с нуля) отрасль электронного машиностроения и, наконец, отказаться от иностранных архитектур при проектировании электроники.

Инструменты для решения этих задач выглядят менее впечатляющими и масштабными: производителям упростят доступ к грантам, субсидиям и льготным кредитам, чтобы стимулировать внебюджетные инвестиции. Все это, по замыслу Минпромторга, произойдет до 2030 года, а дальше переродившаяся российская микроэлектроника начнет «экспансию на международные рынки». Звучит в высшей степени наивно.

В Минпромторге, говорят, что новый документ должен «глобально установить цели государства в индустрии». «Госполитикой мы определяем, куда идем; стратегией развития отрасли — как идем; а нацпроектом — с помощью каких ресурсов идем»,— поясняет один из разработчиков документа. Но, исходя из этой логики, вызывает вопросы очередность разработки соответствующих документов. Дело в том, что стратегия развития электронной промышленности до 2030 года была разработана еще в начале 2020 года, к работе над профильным нацпроектом, реализация которого обойдется в 3,2 трлн руб., правительство приступило в феврале 2022 года, незадолго до начала СВО на Украине. А госполитика, получается, формируется только сейчас, уже в радикально изменившихся условиях.

Правительство, судя по проекту документа, стремится выстроить вертикальное управление отраслью в масштабах страны и спроектировать ее долгосрочное развитие. На основе этих тезисов Минпромторг будет формировать конкретные мероприятия и инициативы, но пока документ похож скорее на набор общих целей и задач и выглядит как письмо с пожеланиями Деду Морозу. Так как ресурсное обеспечение госполитики неочевидно.

 

Между тем, всем понятно, что сейчас отрасль требует «не стратегических предсказаний, а экстренных мер: финансирования, помощи в расширении производств и крупных инвестиций в развитие локальной инфраструктуры, а не продолжения субсидий и госконтрактов, которые получают три-четыре придворных дизайн-центра.

 

 

По материалам Коммерсантъ