Национальная служба экономической разведки

Национальная служба экономической разведки – это крупнейшая Российская организация, занимающаяся сбором, обработкой и анализом информации экономического характера о ситуации в различных секторах рынка, а также его участниках.
Национальная служба экономической разведки специализируется на комплексном информационно-аналитическом обеспечении ведущих предприятий Российской Федерации. Благодаря профессионализму и огромному опыту сотрудников службы, мы добиваемся самых лучших результатов в работе и гордимся нашим вкладом в защиту экономической безопасности предприятий России.
Служба имеет представительства в разных регионах России, включая города федерального значения.

Участники отрасли раскритиковали проект ФСБ о передаче данных пассажиров

Передача ФСБ в круглосуточном режиме от агрегаторов такси информации о средствах платежа и геолокации несет риски для бизнеса в отсутствие существенных преимуществ для государства, а также налагает на всю IT-отрасль существенные финансовые издержки.

 

Такой вывод содержится в заключении АНО «Цифровая экономика» на соответствующий проект службы, который она представила в марте 2023 года (председателем набсовета АНО является вице-премьер Дмитрий Чернышенко, также в состав совета входят министр экономического развития Максим Решетников, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев и представители крупнейшего российского бизнеса

 

О чем идет речь

В конце 2022 года был принят закон о такси («Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в России...», ), регулирующий работу сферы этого типа перевозок. Согласно ему служба заказа такси обязана предоставлять федеральному органу исполнительной власти в области безопасности доступ к информационным системам и базам данных, но не автоматически, а по запросу.

 

В марте 2023-го ФСБ разработала проект постановления правительства, в котором предложила обязать службы заказа легкового такси предоставлять во внесудебном порядке «круглосуточный удаленный доступ к информационным системам и базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси». Как следует из заключения АНО «Цифровая экономика», сейчас агрегаторы уже предоставляют ФСБ время создания заказа, подачи машины и завершения заказа, начальную и конечную точку маршрута, телефон пользователя и водителя, стоимость поездки и способ оплаты, описание машины и ее номер, ФИО водителя, сведения о парке. Однако в тексте постановления предлагается расширить список данных и включить передачу информации о «средствах платежа» и «электронном мониторинге геолокации».

 

Какие есть замечания

В АНО «Цифровая экономика» опасаются, что формулировка одного из пунктов постановления, предложенная ФСБ, предполагает, что не только службы такси будут обязаны передавать информацию о платежах и геолокацию, а все организаторы распространения информации (ОРИ). Последние сейчас обязаны предоставлять ФСБ и другим уполномоченным госорганам данные о действиях пользователей, включая содержимое переписки. К ним относятся более 300 организаций, в том числе «Яндекс» и его сервисы, а также «Пикабу», LiveJournal, Habr, Тинькофф Банк, «Авито», VK и др. Помимо этого у АНО возникли и другие «концептуальные замечания».

 

В проекте не раскрыто понятие и объем «электронного мониторинга геолокации» и не указано, чью конкретно геолокацию (пассажира или водителя) нужно передавать ФСБ.

У служб заказа такси нет технической возможности передавать данные о геолокации в режиме реального времени.

Мониторинг геолокации дублирует данные, которые уже запрашивают органы безопасности у сотовых операторов в рамках оперативно-разыскных мероприятий.

В проекте не раскрыто понятие и объем «средства платежа», а текущая формулировка допускает возможность запрашивать у служб заказа легкового такси неограниченную финансовую информацию о пользователях. Но службы такси не владеют такой информацией.

Для хранения информации службы такси будут вынуждены создавать новые базы данных, что потребует от них дополнительных затрат. По оценке АНО «Цифровая экономика», в случае принятия проекта в текущем виде службы такси будут вынуждены дополнительно понести «многомиллиардные затраты» и тратить около 10% от реализации на ежегодное обслуживание новых требований.

 

Что думают участники отрасли

Один из представителей такси подчеркнул, что «предлагаемое постановление нужно не отрасли, а только ФСБ». Он предположил, что база данных сервиса может представлять интерес для ФСБ «только в совокупности с данными из других источников, которые есть у этой службы». В компании затруднились оценить стоимость расходов, в случае если проект постановления примут в текущем виде, сославшись на то, что «пока не понимают, как это будет устроено технически». При этом для пользователей ничего не изменится, так как действующее законодательство и так позволяет правоохранительным органам запрашивать информацию о поездках, а организации обязаны ее предоставить.

 

По мнению другого представителя, инициатива ФСБ смотрится «избыточной», так как сервисы такси уже передают данные по запросу, а мониторинг в режиме реального времени потребует «значительных человеческих и денежных ресурсов». В компании также указали, что у агрегаторов нет налаженного канала регулярной передачи большого объема данных, поэтому нужно будет предусмотреть механизмы защиты информации, чтобы избежать риски их утечки. Точную сумму затрат для реализации этого проекта определить сложно, но если проект примут, то издержки перевозчиков и агрегаторов могут возрасти, а значит, увеличится средняя стоимость поездки для клиентов.

 

 

По материалам РБК