В январе—июне 2024 года в Росcии наблюдался устойчивый рост спроса на автомобильные шины. По подсчетам специалистов государственной системы маркировки «Честный знак», к аналогичному периоду 2023 года рост продаж всех типов покрышек в рознице увеличился на 15%. При этом в прошлом году рост по отношению к первому полугодию 2022 года был еще выше — 30,9%
В шинном кластере «Кордиант» устойчивый рост спроса связали с постепенным восстановлением автомобильного рынка. В компании отметили, что теперь это преимущественно рынок китайских машин с колесами большой размерности (17 дюймов и более). Если в 2022 году наблюдался спад продаж, то по итогам 2023-го был зафиксирован рост 16% по легковому сегменту. Наибольшим спросом пользовались легковые шины сегментов «С» и «В». Наибольшим спросом, по данным ЦРПТ, в первом полугодии пользовались шины для легковых автомобилей — на них пришлось 86,2% от всех розничных продаж. На втором месте по популярности — легкогрузовые шины для среднетоннажных грузовиков, автобусов и другой техники (5%). На остальные типы покрышек пришлось 3,3% продаж, на шины для грузовиков — 2,8%. Доля мотоциклетных шин в структуре рынка всего 1,6%.
Среди легковых шин наибольшей популярностью в первом полугодии 2024 года пользовались летние покрышки — их доля составила 77,2%. На шипованные зимние шины пришлось 10,6% всех розничных продаж, а на зимние фрикционные — 8,5%. Доля всесезонных шин — 3,1%.
По наблюдениям представителей шинного кластера «Кордиант», по части премиального сегмента спад в первом полугодии сохранялся. В компании объяснили это тем, что западные компании резко сократили или полностью прекратили бизнес в России, остановив производство. Покупатели по-прежнему могут и хотят приобретать премиальную продукцию, но это не всегда возможно из-за ограниченного предложения.
В 2022 году из России ушли практически все иностранные производители шин. В частности, компания Michelin продала активы фирме «Пауэр Интернэшнл Тайрс» в марте 2023 года, а активы Nokian Tyres достались «Татнефти». Заводы Continental (сейчас завод Gislaved в Калуге) и Bridgestone (сейчас завод Gislaved в Ульяновске) выкупил у иностранных игроков промышленный холдинг S8 Capital. Ранее в 2023 году S8 Capital приобрел ведущего отечественного производителя шин АО «Кордиант» с заводами в Омске и Ярославле. Все пять производственных площадок вошли в периметр шинного кластера «Кордиант».
В Pirelli заметили, что изменился портрет покупателя и его поведение. Если раньше премиальные автомобили были преимущественно европейскими, то теперь они китайские. Это накладывает отпечаток в том числе на выбор покрышек: зимой покупатели выбирают премиальные шины, ориентируясь на качество и безопасность, а летом приобретают недорогие и менее технологичные изделия.
Стоимость шин в России продолжила расти на волне увеличения спроса. По подсчетам специалистов ЦРПТ, в среднем одна летняя шина в первой половине 2024 года продавалась в рознице за 5830 руб. Этот показатель оказался на 13,7% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Всесезонные шины прибавили в цене 13,2% — до 8264 руб. за единицу. Шипованные зимние шины — 8,8%, до 7333 руб., а нешипованные стали дороже на 10,5%, до 5897 руб.
В компании «Кордиант» зафиксировали тренд к снижению темпов роста цен на легковые шины. Тенденцию связали с увеличением доли бюджетного сегмента. Средняя стоимость шины в летнем ассортименте за период 2022–2024 годов уменьшилась на 11%. Если же сравнивать цены с летним сезоном 2024/2023, то рост составил 13%.
В ЦРПТ подчеркнули, что шинный рынок в стране активно развивается. В частности, во втором квартале 2024 года общий объем предложения по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос более чем на 15%. Производство на российских заводах увеличилось на 11%, а поставки из других стран — на 23%. «Уход многих зарубежных автомобильных компаний с российского рынка открыл дорогу новым, преимущественно азиатским производителям, которые придерживаются более демократичной ценовой политики», — прокомментировали в ЦРПТ. Россияне стали чаще делать выбор в пользу более бюджетных вариантов. Расширение ассортимента привлекает покупателей.
Представители отрасли считают, что ждать дефицита автомобильных покрышек в России не стоит. Совокупные производственные мощности на российском рынке позволяют удовлетворить текущий спрос. Более того, в связи с ограничениями на экспорт в компании переориентировали все мощности российских заводов на локальный рынок: объем, который прежде шел на экспорт, теперь остается в стране. Предложение для отечественных покупателей стало выше, а загруженность складов поддерживается на среднем уровне. Большинство производственных площадок недозагружено: при увеличении спроса выпуск шин можно дополнительно нарастить. Сейчас, по мнению представителей отрасли, завершается процесс реорганизации и наблюдается тренд на улучшение качества предложения. Восстановление продаж автомобилей и возможность достижения показателей уровня 2021 года также поддерживает шинный рынок.
По материалам Autonews