Госдума рассматривает законопроект о подписках на онлайн-сервисы. Пользователей хотят защитить от излишних списаний. Документ был предложен депутатами Госдумы еще летом 2023 года, позже он дорабатывался из-за замечаний правительства. Изначально в нем предлагалось ввести механизм оповещения о предстоящем продлении подписки
Предлагаемые меры выглядят недостаточно эффективными, хотя и они столкнулись с серьезнейшим сопротивлением со стороны бизнеса, который категорически не хочет уведомлять потребителей перед предстоящим списанием, более того – старается нигде не показывать такую возможность и максимально усложнить процедуру «отписки» от услуги. Считается, что если абонентам каждый месяц будут напоминать о необходимости продлить подписку, это увеличит число отказов на 15–20%. Но ведь это не проблема пользователей. Предоставляйте качественную, удобную и адекватную по цене услугу и никто от вас не уйдет! Например, МТС ежемесячно присылает напоминание, что через пару дней произойдет списание средств в счет абонентской платы, и не видит в этом ничего страшного. Более того, многие абоненты благодарны за это, так как могли бы об этом забыть, но оператор прислал напоминалку. Хотелось бы МТС похвалить, но, к сожалению, у них тоже есть подписки, автоплатежи и прочие «удобства» с которыми часто возникают проблемы. Абсолютно у всех фирм на сайте есть огромная кнопка на половину экрана «подключить автоплатеж», а чтобы его отключить нужно еще немало поискать куда кликнуть чтобы зайти в меню, потом еще в подменю, потом еще пройти опрос и т.п., и только там отключить услугу. С первого раза, без помощи техподдержки такое мало кому удается. То есть отдать деньги клиенту легко и просто, а вернуть – всегда долгое «приключение». Как-то несправедливо получается.
Логично что люди недовольны. Поэтому уже пару лет тема обсуждалась все активнее и похоже что закон наконец будет принят. Закон подразумевает два ключевых момента: первый — обязательное уведомление о предстоящих списаниях с возможностью практически сразу отказаться от подписки, и второй — запрет списания с удаленных карт. Сейчас в законопроекте только два положения: информирование о порядке отключения подписки при заключении договора и условие, при котором, если потребитель оплатил подписку на год, а отказывается от нее спустя шесть месяцев, она не отменяется, а продолжает действовать. Это тоже двоякая история. Возможно внутреннее противоречие, когда потребитель от услуг откажется и, согласно новым поправкам, деньги не получит.
Законопроект направлен не на крупные сервисы, а на недобросовестных игроков, а их работу как раз и необходимо регулировать, потому как их действия очень похожи на мошенничество. В соответствии с новыми требованиями, всех поставщиков сервисов будут обязывать более подробно раскрывать содержание собственно услуги, стоимость, способ разрыва этого договора и так далее. Это то, что нужно было сделать с самого начала. Когда приводятся в пример какие-то ресурсы, на которые жаловались пользователи, например, гороскопы, курсы обучения торговле на бирже или по взаимодействию с криптовалютами - эта ниша является достаточно маргинальной и небольшой, но формирует значительную часть проблем, с которыми сталкивались потребители. Но если такой сервис исполняет требования, то с него взятки гладки, и пользователь добровольно подписался на такой сомнительный контент. Закон "О защите прав потребителей" не запрещает человеку добровольно отдать кому-то свои деньги». Важный момент в том, чтобы пользователь до момента оплаты услуги был полностью и подробно проинформирован о всех последствиях, в том числе и о невозможности полностью или частично вернуть деньги и по каким причинам.
По материалам Коммерсантъ