Национальная служба экономической разведки

Национальная служба экономической разведки – это крупнейшая Российская организация, занимающаяся сбором, обработкой и анализом информации экономического характера о ситуации в различных секторах рынка, а также его участниках.
Национальная служба экономической разведки специализируется на комплексном информационно-аналитическом обеспечении ведущих предприятий Российской Федерации. Благодаря профессионализму и огромному опыту сотрудников службы, мы добиваемся самых лучших результатов в работе и гордимся нашим вкладом в защиту экономической безопасности предприятий России.
Служба имеет представительства в разных регионах России, включая города федерального значения.

Россия в мировом рынке микроэлектроники

Любая крупная страна стремится развивать собственные производство и рынок микроэлектронных устройств. В России власти внедрили госпрограмму, по которой в 2023 году на разработку новых технологий в этой был выделен 1 млрд руб

 

 

Очевидно, что чипов в нашей стране не хватает. Неслучайно в феврале 2023 года на портале Госуслуг появилось уведомление о временной приостановке выдачи биометрических загранпаспортов со сроком действия 10 лет. Причина заключалась в значительно возросшем спросе на чипами, а предприятие «Микрон», производящее нужные для них микросхемы, просто не справлялось с объемами. По этой причине предприятию в срочном порядке пришлось перенастраивать процессы, чтобы обеспечить производство микросхем в нужном количестве. При этом проблемы в развитии сферы микроэлектроники в России были очевидны и раньше. По оценке вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, в 2020 году в РФ производилось только около 10% от необходимого количества необходимых нашему рынку компонентов микроэлектроники. Все остальные детали страна закупала в США, Тайване, Европе или Японии. По некоторым оценкам, микроэлектронную продукцию в стране закупают более тысячи предприятий и 90% из них принадлежат государству. При этом для развитых стран, в том числе для России, микроэлектроника является стратегическим направлением. Такая продукция используется в автопроме, космической и авиационной промышленности, в IT-технологиях, производстве бытовой техники и много где еще.

Однако после введения санкций отечественные компании больше не могли работать с большинством поставщиков оборудования, микрочипов и компонентов. Тогда на замену пришли китайские производители, а позже компании наладили параллельный импорт из Тайваня и других стран. Однако все эти процессы создали для компаний лишние издержки, сложную логистику и дополнительные трудности.

 

Отечественные предприятия микроэлектроники существуют, но очень немногие из них работают в производстве полного цикла, а, следовательно, все равно имеют зависимость от внешних поставщиков. Например, можно назвать «Микрон», «Ангстрем», «НМ-Тех» и «Крокус Наноэлектроника», которые, однако, выполняют преимущественно государственные заказы. Остальные компании в России работают на готовых заграничных компонентах или используют контрактные производства, чаще всего в Юго-Восточной Азии. Однако не только Россия зависит от зарубежного рынка в сфере микроэлектроники. Так, наиболее развитые центры индустрии в мире – Тайвань и Китай. Именно здесь работают ведущие предприятия, выпускающие основной объем компонентов и оборудования для микроэлектроники. От них зависят и американские, и европейские компании. Геополитическая повестка заставляет задуматься о независимости в сфере микроэлектроники. США, например, уже переносят производства на свою территорию и вводят запрет на передачу американских технологий в Китай и ограничение на продажу КНР готовых чипов. Конечно, Китай уже отвечает наращиванием собственных производственных мощностей, чтобы вовсе не зависеть от Штатов и Тайваня.

Россия в свою очередь тоже стремится к суверенитету в области микроэлектроники и выделяет внушительные средства на развитие отрасли. К 2030 году в стране должны действовать 100 центров проектирования микроэлектроники. В перспективе власти стремятся к полному импортозамещению и выводу российской продукции на зарубежный рынок. Сейчас же доля России на мировом рынке микроэлектроники составляет менее 1%.

 

Реализация заявленных целей в России пока кажется малореалистичной, потому что мы уже видим чужой пример – Тайваню и Китаю потребовалось несколько десятков лет, чтобы достичь лидерства в отрасли. Россия же планирует завоевать лидерство за 7 лет, поэтому, если это получится, мир получит неслыханный прецедент.

 

При этом уже сейчас можно выделить сложности, которые возникнут при реализации этого плана.

  • Дефицит квалифицированных сотрудников. В нашей стране в сфере производства микроэлектроники работают 300 000 специалистов, причем средний возраст половины из них приближается к 50 годам. Каждый год вузы выпускают около 20 000 новых специалистов, но лишь 5% выпускников остаются в профессии. Поэтому власти должны придумать, как привлекать студентов в эту сферу и удерживать выпускников на российских производствах и что сделать для реализации их научных разработок.
  • Низкие производственные мощности. Российские компании с производствами полного цикла перегружены заказами. Так, по данным исследовательской компании «Яков и Партнеры», отмечается трехкратный разрыв между спросом на рынке и фактическим объемом производств. Поэтому, чтобы развивать отрасль, компаниям нужно будет закупать оборудование, используя сложные логистические цепочки из-за санкций. Необходимо увеличить объемы производств.
  • Скромный ассортимент. Отечественные компании производят базовые чипы, но не занимаются выпуском кремниевых пластин и современных чипов. Иностранный ассортимент в десятки раз больше того, что предлагают российские компании. А новинки в РФ внедрять сложнее как раз из-за дефицита кадров и маленьких производственных мощностей.
  • Дороговизна продукции. Так как российские предприятия не могут похвастаться высокими мощностями, продукции выпускается немного, а конкуренция слабая. Поэтому отечественные микросхемы и компоненты стоят дороже импортных. В результате российские компании решают закупать продукцию у иностранных компаний, ведь это попросту выгоднее. Соответственно, наши компании развивают зарубежные экономики вместо российской.

 

Если власти смогут реализовать госпрограмму по развитию отрасли, то проблемы постепенно разрешатся, но пока непонятно, приведет ли это к лидерству России на рынке и просто к технологическому прорыву. К тому же, нельзя забывать, что в индустрию вкладывается не только Россия, поэтому «гонка вооружений» будет весьма непростой.

 

 

По материалам Контур