По данным опроса ВЦИОМ о деятельности коллекторских агентств, каждый четвертый замечает, что в последние годы коллекторы стали работать более цивилизованно (25%). Еще 18% процентов респондентов полагают, что никаких существенных изменений не произошло, а 4% считают, что коллекторы, напротив, стали работать менее цивилизованно
«Наличие в семье кредитов влияет на представления о работе коллекторов: чем больше кредитов, тем чаще работа коллекторов оценивается как более цивилизованная (30% среди имеющих два кредита и более vs. 22% среди тех, кто кредитов не имеет)», — говорится в исследовании.
Кроме того, каждый третий россиянин считает, что существующий контроль государства за деятельностью коллекторов — скорее недостаточный (33%), обратного мнения придерживаются 26%, только 3% назвали контроль избыточным. Этот вопрос также вызвал затруднение у значительной части опрошенных — 38%.
По словам одного из представителей самих коллекторов: «Коллекторские агентства сегодня — совсем не то же самое, что были еще 5-10 лет назад. Мы, наряду с кредитными организациями и государственными структурами, являемся полноправными участниками рынка и полноценно участвуем в повышении финансовой грамотности населения. Наша работа строится на строгом соблюдении законодательства, выстраивании конструктивного и уважительного диалога с должником. Человек, впервые сталкивающийся с коллекторами, проходит стадию научения и адаптации — приобретает знания и изменяет свои представления о процессах, которые раньше казались ему непонятными и даже опасными. Более того, подавляющая часть должников осознает степень своей ответственности и правомерность действий коллекторов».
Пробелы в правовом регулировании
Деятельность коллекторов – сложный правовой вопрос. С одной стороны, государство не может полностью контролировать их работу, с другой - существующая нормативная база не обеспечивает баланс интересов должников и коллекторских агентств, сказано в сообщении ВЦИОМ.
Отмечается, что наибольшее количество вопросов сейчас вызывает трактование 230 Федерального закона, так называемого закона о коллекторах. Поскольку даже в рамках одной правовой структуры он по-разному интерпретируются людьми и взыскателям, нужно подстраиваться под разное понимание ситуации, чтобы не нарушать закон.
Например, расхождения в трактовке общения должников с «роботами». С 2024 года под регулирование попадут автоинформаторы и другое программное обеспечение с генерацией и распознаванием речи. Сейчас же не совсем ясно — считается ли такое общение фактом взаимодействия с должником или нет, потому что в законе нет четкой формулировки для этого.
В спорных ситуациях такие разночтения могут быть расценены как факт нарушения. Эксперты ожидают, что в свежей редакции закона в 2024 году будут содержаться более четкие формулировки, которые позволят как коллекторам, так и должникам лучше понимать свои права и обязанности.
По материалам РБК